Бензин вроде есть и его сразу нет

О причинах сложившейся в Казахстане ситуации с топливом

Бензин на большинстве заправок крупнейших сетей АЗС в Алматы нельзя купить за наличные. О причинах сложившейся ситуации рассуждает эксперт нефтегазового рынка.

Корреспонденты Sputnik Казахстан обзвонили крупнейшие сети автозаправочных станций и выяснил: 92-й за наличные есть только в АЗС одного бренда, на станциях другой компании он есть в наличии, но его количество ограничено и автовладельцам предлагается “гонка” – успеть купить топливо раньше других. На АЗС других компаний бензин продается только по талонам и топливным картам.

Мнение о возможных причинах дефицита топлива в Казахстане высказал эксперт нефтегазового рынка Сергей Смирнов. 

“Причины те же самые, что 15-20 лет назад: недостаточное производство бензина на отечественных нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Плюс наложились курсы доллара и рубля – покупается топливо за валюту. У нас около 30% бензина ввозится из России, 15% дизеля ввозится из России. Покупается за валюту, а продается за тенге, вот и сказывается”, — говорит Смирнов.

Он напомнил, что до этого на плановый ремонт закрывался Атырауский НПЗ, а сейчас стоит завод в Павлодаре. В таких случаях заранее создаются запасы топлива, чтобы покрыть нужды населения в период простоя заводов. 

“Они, конечно, заявляют, что запасы созданы. Но мы видим на протяжении многих лет: как идет остановка заводов на ремонт, у нас — дефицит бензина. Следующий шаг – рост цен на бензин. Как только цены вырастают, бензин появляется моментально на заправках”, — отмечает эксперт.

При этом, по его словам, цены сейчас растут в течение года. В период регулирования розничных цен стоимость ГСМ традиционно росла во время посевной и уборочной кампаний. После отмены регулирования рост цен на топливо стал “ползучим”, меняясь в течение года. 

Причиной дефицита топлива аналитик называет отсутствие жесткого контроля со стороны профильных ведомств.

“Вспомните, план модернизации заводов был принят в мае 2009 года, и согласно этому плану уже в 2015 году власти обещали насытить внутренний рынок отечественным топливом. Уже заканчивается 2017 год, модернизация до сих пор не завершена. Они обещают ее завершить где-то к середине следующего года, причем никто не несет ответственности за срыв этих планов”, — высказал свое мнение Сергей Смирнов.

В минувший вторник министр энергетики Канат Бозумбаев отчитался по ситуации на топливном рынке страны на заседании правительства. По его словам, в ноябре планируется снизить долю импорта по бензину марки АИ-92 до 30% и в декабре — до 20%. В Минэнерго рассчитывают, что в ноябре-декабре ситуация, как и цены на бензин, уже стабилизируется. 

 

 

Источник Sputnik Казахстан

Смотрите еще

Загрузка...